Вот как описывают встречу главных ньюсмейкеров недели ее очевидцы: "Они столкнулись на "рамке" четвертого этажа АП. Кононенко и Абромавичус. Кононенко спросил: "Так когда я на тебя давил?". Айварас замялся и не смог ничего ответить. Сошлись на том, что НАБУ их рассудит".Но основная часть общества уже сделала свои выводы: красавчег и чудовище. На самом деле это не совсем справедливо. Чудовище — не Кононенко, а тот, кто позволил реликту 90-х, коим несомненно в своих методах является депутат БПП, стать сборщиком основных податей и вестником апокалипсиса для конкретных бизнесов. А Абромавичусу повезло столкнуться публично с человеком, оценка чьей нравственности и ценности для реформирования страны уходит в отрицательную шкалу, что позволило министру экономического развития выглядеть не нулем, а единицей.
Назвать Айвараса Абромавичуса флагманом украинских реформ можно или от большого безрыбья, или от большой благодарности за лоббирование интересов западных и, в первую очередь, американских аграрных компаний в Украине. Нет, не перерабатывающих, а теперь беспрепятственно вывозящих из страны сырье.
Хорошо, что интеллектуальным активистам из ProZorro удалось реализовать через Абромавичуса свои наработки. Хорошо, что министерство занималось дерегуляцией и Украина продвинулась в индексе Doing Business, правда, чуть скромнее, чем при Бродском, который вовсе никаким министром не был.
Министерство экономразвития и торговли, являющееся, по идее, ключевым мозговым центром в переформатирующейся стране, не разработало бизнес-модели ее развития, не инициировало программ стимулирования бизнеса, не определило точки концентрации скудных ресурсов… Оно даже с государственным оборонным заказом справится не смогло: февраль на дворе, а оборонка на перекуре.
После разразившегося скандала у Петра Порошенко была возможность в миниатюре повторить вариант Ющенко 2005 г. под названием "Все с пляжа!". И свои, и чужие. Айвараса Абромавичуса не было ни в одном из гуляющих по кабинетам списков потенциальных министров и вице-премьеров. Слова "Спасибо за работу" были бы вполне достаточной наградой за сделанное. А Игорю Кононенко армейский друг и бизнес-партнер мог бы сказать иное: "Наша дружба остается, но наша жадность — закончилась". Не сказал.
Природа поведения Кононенко, о которой, собственно, все знали и до заявления министра — за что Абромавичусу искреннее спасибо, — но в подавляющем большинстве молчали, на Банковой не очень обсуждается. В том смысле, что подобный взрыв окружение предсказывало президенту давно. И не только потому, что Петр Алексеевич вес доверия и особо щекотливых поручений перенес на кононенковскую ногу. А потому, что этот факт заставил доверенное лицо страх потерять, а значит, осторожность.
Очевидно, не все в окружении президента знали, что за пару недель до выхода Абромавичуса на пресс-конференцию с глухого к пожеланиям, но мнительного министра сняли охрану СБУ. Не Кононенко же ее снял, правда? И не Кононенко потом восстановил, посчитав воспитательный момент завершенным? Стараясь не ставить знак равенства между Порошенко и Кононенко, все окружение президента, призванное на разноформатные совещания, настаивало на том, чтобы Игорь Кононенко сложил мандат по требованию президента. Но не разожмется рука гребущего.
Кстати, за сложение мандата Игорем Кононенко проголосовали в президентской фракции всего девять человек: Лещенко, Найем, Залищук, Фирсов, Голуб, Климпуш-Цинцадзе, Мушак, Продан, Новак…
Куда больше Банковую интересовала этимология действий министра экономразвития. Он хотел остаться в правительстве? Тогда зачем перед своим заявлением вынес все личные вещи из кабинета? Его за день до пресс-конференции, во время трехчасовой трапезы, накрутил Саакашвили? Но тогда почему удар нанесен по президентскому Кононенко, а не по яценюковским "средствам производства"? Абромавичуса стимулировали американцы? Тогда почему он не примкнул к отряду отозвавших заявления министров? Он в сговоре с Яценюком? И уже готов не дергаться от шуток премьера о необходимости пересчитать министру своих детей в связи с начислением штрафных санкций на "Укрнафту"? Тогда почему на закрытой части четвергового Кабмина Абромавичус заявил, что готов отозвать свое заявление об отставке, если свои посты покинут Яценюк, Шокин и Кононенко?
По совокупности всех этих противоречий можно предположить, что Айварас Абромавичус, ослепленный мировой славой, посчитал себя Брюсом Всемогущим. Не знаю. Но одну и очень важную реформу член правительства, министр экономического развития таки начал: не молчать.
( Read more... )